История возникновения и эволюции японского меча
читать дальшеОтковать клинок меча - это не просто было выполнить соответствующую механическую работу. Ремесло это на протяжении многих веков приравнивалось к искусству в самом высоком смысле этого слова, причем на качестве клинков сказывалось и то, что кузнецы часто занимали высокое общественное положение - среди них были самураи и придворные. В начале ХIII в. японский император Го-Тоба, отрекшись от престола, занялся изготовлением клинков, говоря, что это ремесло достойно того, чтобы им занимались принцы. Созванные им лучшие мастера-оружейники страны показывали и передавали ему свое мастерство и обучали его самого. Событие это способствовало появлению первых школ оружейных мастеров, таких как Сендзю-И из провинции Ямасиро, Итимодзи из провинции Бидзэн и др.
Клинки изготавливались по всей стране, но лучшие из них были в провинции Ямасира и Бидзэн, где жили самые известные мастера.
До XI в. применялись мечи обоюдоострые или с односторонней заточкой. В этот период происходит замена прямых клинков на кривые. Вплоть до XV в., как правило, мастер-оружейник сам создавал и клинок, и оправу, и ножны, основное внимание уделяя качеству клинка и, в первую очередь, его боевым достоинствам. Но уже с XII в. известны церемониальные богато украшенные мечи, декорировка которых была доведена до высокого художественного уровня. Практически все виды работ по металлу уже были известны в это время и применялись для изготовления и украшения ножен и частей эфеса меча, главной из которых была цуба, служившая для защиты руки от ударов.
К началу XV в. влияние идей дзэн-буддизма еще более возвысило ремесла, особенно металлообработку, и увеличило почтение, которым был окружен меч. Японский обычай запрещал мужчинам носить ювелирные украшения, но они удовлетворяли свое тщеславие, демонстрируя богатое убранство меча и кинжала. Художественная декорировка клинкового оружия выдвинулась на первое место, особенно после 1588 г., когда вышел указ о запрещении простолюдинам носить оружие. Вскоре вслед за этим происходит дифференциация оружейных мастеров - одни продолжают изготовлять клинки, другие же становятся декораторами отдельных элементов оправы к ним, причем в своем мастерстве достигают очень высокого уровня, приближая его к ювелирному искусству.
читать дальшеВажнейшей частью декоративного убранства клинкового оружия была цуба - прямая пластина круглой, овальной, прямо- или многоугольной формы. До XV в. цуба, основным материалом для изготовления которой продолжало оставаться железо, представляла собой круглую пластину с изображением животных, птиц, цветов, листьев или геометрического прямолинейного узора. В ее центре вырезалось отверстие для клинка, а по его бокам - два более мелких отверстия для навершений рукоятей когатана и когай. Если их не предполагалось, то отверстия закрывались металлическими вставками. Впоследствии, от железа перешли к бронзе.
По клинку, носимого самураем, можно было узнать, к какому клану он принадлежит - каждый клан старался отковывать клинки, не похожие на других. Для этой цели японские даймё (князья) имели при себе оружейных мастеров.
Классификация клинков
читать дальше Ниже приведена классификация японских клинков, применяемая в Японии:
НОДАЧИ (еще есть вариант НОДАТИ) – двуручные сабли, имеющие клинок длиной более 84 см.
КАТАНА – самый распространенный вид боевого оружия, имеющая клинок длиной от 61 до 76 см.
ТАЧИ (аналогично есть вариант ТАТИ) – придворная сабля самурая, имеющая клинок такой же длины, как и катана, но отличающаяся от нее способом монтировки и более пышным декоративным убранством. В фотогалерее сайта есть фотография комплекта тачи.
ВАКИДЗАСИ (ВАКИДЗАШИ)– являлась парой к катана или тачи и имела клинок от 40 до 51 см.
ТАНТО – короткий нож самурая, носившийся в паре с катана вместо вакидзаси и имевший клинок около 25 см.
КАЙКЕН – короткий нож, используемый в основном женщинами.
Способы монтировки мечей
читать дальшеЯпонцы отличают несколько видов монтировки, т.е. способа ношения меча и сборки ножен:
читать дальшеМонтировка КЕН, применявшаяся для прямого меча до XI – XII вв., характеризуется двумя большими обоймицами (антабками) на ножнах с отверстиями для шнура. Такое оружие осталось только в храмовых и государственных сокровищницах Страны Восходящего Солнца. Однако, в XVIII – XIX вв. изготавливались придворные мечи-тачи с такой монтировкой в подражание старым.
Монтировка ДЗИНДАЧИ-ЦУКУРИ характерна тем, что ножны подвешивались на шелковом шнуре, который продевался в специальные отверстия на небольших антабках. Такая монтировка применялась для ношения мечей типа тачи во время придворных церемоний в период сёгуната клана Токугава.
Монтировка БУКЭ-ЦУКУРИ самая распространенная в японском холодном оружии с XVII в. меч или пара мечей носились за поясом и дополнительно крепились шнуром, продетым в деревянное полукольцо на ножнах.
При монтировке ШИРАСАЯ ножны использовались не для ношения, а для хранения клинков. Они изготавливались из светлого дерева и не украшались.
Внаглую стащил у того, кто "Внаглую скоммуниздил из сообщества "Загадочная Япония"
История возникновения и эволюции японского меча
читать дальше
По клинку, носимого самураем, можно было узнать, к какому клану он принадлежит - каждый клан старался отковывать клинки, не похожие на других. Для этой цели японские даймё (князья) имели при себе оружейных мастеров.
Классификация клинков
читать дальше
Способы монтировки мечей
читать дальше
читать дальше
По клинку, носимого самураем, можно было узнать, к какому клану он принадлежит - каждый клан старался отковывать клинки, не похожие на других. Для этой цели японские даймё (князья) имели при себе оружейных мастеров.
Классификация клинков
читать дальше
Способы монтировки мечей
читать дальше