Knowing is not enough, we must apply. Willing is not enough, we must do. (c)
Ади-хай пидутам
Индия считается колыбелью всех боевых искусств. Во всяком случае, уже в великом эпосе индийцев "Махабхарата", возникшем более чем за тысячу лет до н.э., говорится о сословии (варне) "кшатриев" — профессиональных воинов.
читать дальшеВ этой поэме, а также в других древних текстах имеются сведения о различных воинских упражнениях кшатриев.
Даже в наши дни во многих штатах Индии можно найти школы боевых искусств, происхождение которых теряется в глубине веков. Одна из них — Ади-хай пидутам, существующая в районе города Каннур (штат Ке-рала).
Эту школу возглавляет сейчас 80-летний Кума-ра Свами.
Европеец, побывавший у него в гостях, вспоминает: «Я не мог поверить, что учитель столь преклонного возраста.
Он держался прямо, как свеча, у него было тело спортсмена — мускулистое, нервное, без грамма жира. Кожа гладкая, словно у молодого человека. Движения, жесты — мягкие и грациозные, как у дикой кошки. Ни одна деталь не ускользала от его ясных блестящих глаз».
На малаяли — языке дравидов, коренных жителей индийского юга — слово «пидутам» означает «управление» руками («хай»), наносящими удары по наиболее уязвимым точкам тела («ади»).
Техника этой школы чисто внешне напоминает технику японского дзю-дзюцу: захваты с переходом на болевые приемы и последующим нанесением ударов пальцами по точкам. Однако это именно внешнее сходство, так как индийская система намного старше. Нередко вместо ударов после захватов следуют броски.
Общефизическая подготовка представлена здесь статической гимнастикой (асанами) и дыхательными упражнениями (пранаямой) хатха-йоги. Для того, чтобы наносить удары в жизненно важные точки тела, изучается специальная дисциплина — «марма», то есть комплекс сведений о расположении и функционировании нервных и энергетических центров организма человека.
Практика ади-хай пидутам в настоящее время распространена среди членов секты Сиддха-Самайя, которую основал гуру Шивананда Парамахамса в первые годы XX века. Секта придерживается принципов ненасилия, но для самозащиты ее сторонники должны владеть «мягкими» методами самообороны, позволяющими надежно нейтрализовать агрессоров, не доводя дело ни до членовредительства, ни, тем более, до убийства.
Айкидо
Айкидо Айкикай Айкидо – современное боевое искусство, созданное Морихеем Уесибой (1883 – 1969)читать дальше во второй половине ХХ века. В переводе с японского, айкидо означает "путь гармонии жизненной энергии" На протяжении всей жизни основателя айкидо Морихея Уэсибы айкидо постоянно менялся. Это изменение шло от жесткого к более мягкому. По оценкам специалистов, айкидо претерпевало серьезные изменения каждые 10 лет, и наибольшие преобразования произошли в 1955 - 1968 гг., когда айкидо стало активно пропагандироваться во всем мире. Айкидо становилось все популярнее, широко распространилось в Японии и перекинулось в Америку, а затем и в Европу. Привлекали к новому искусству и личность Уесибы, и необычность философии, и тот факт, что заниматься им могли люди всех возрастов и уровней физической подготовленности, причем без травм. Айкидо все больше и больше пропитывалось духовностью, утрачивая реальность приемов и превращаясь в последовательную отработку приемов против определенных, заранее известных атак, и безо всякого сопротивления. Правда, существует еще одно мнение: "айкидо настолько универсально, что каждый может найти в нем себя". После смерти Основателя айкидо разделилось на несколько стилей. Несколько мастеров, учившихся у Основателя в определенный период его жизненного пути, создали свои собственные школы: ки айкидо, ивама-рю, томики айкидо, ёсинкан айкидо и другие. Организация Айкикай продолжает традиции О-Сэнсэя Уесибы, сейчас ее возглавляет внук основателя Моритеру, а до этого – сын Основателя Киссемару, обучая традиции и выполнению техники.
Арнис де мано
В переводе с испанского - "защита рукой". Боевое искусство филиппинцев.
читать дальшеНа государственном языке Филиппин - тагальском - он называется "эстокада". Оба термина обозначают технику боя с одной или двумя палками в руках, являющуюся составной частью боевого искусства эскрима. До захвата Филиппинского архипелага (более 7100 островов!) Испанией в XVI веке боевые искусства были широко распространены повсюду. Колонизаторы немедленно их запретили, но традиция не прервалась. Во-первых, техника боя палками, клинками, голыми руками воспроизводилась в народных танцах ("синулог" или "бинабаяни"). Во-вторых, она практиковалась (правда, в несколько пародийной форме) в широко распространенных народных представлениях "моро-моро". И в третьих, она тайно передавалась во многих семьях от отцов сыновьям. Когда в 1898 году испанское господство на архипелаге сменилось американским, официальный запрет на практику традиционных боевых искусств всего комплекса эскрима был снят. Стали открываться одна за другой школы, многие мастера приобрели широкую популярность, возникло острое соперничество между ними, стали частыми показательные выступления. Соперничество школ и мастеров породило практику "боев до смерти", легендарным героем которых в начале XX века был Флоро Виллабриле, считающийся самым выдающимся мастером в истории арниса. После провозглашения независимости Филиппин в 1946 году стала набирать тенденция превращения арниса в национальный вид самообороны и спортивного единоборства. Его начали преподавать в вооруженных силах и в полиции, ввели в программу физической подготовки студентов университетов и колледжей. В арнисе наших дней получили наибольшую известность следующие стили: Арнис модерно (современный арнис), основанный в 1957 году мастером Реми Амадором Пресасом. Он учился у своего отца, Леона Пресаса, потом у Рудольфа Монкаля, затем у Тимотео Маранга (учителя Монкаля) и, наконец, у Венансио Бакона (учителя Маранга). Их технику он соединил между собой, переосмыслил и творчески развил. В ней теперь много ударов открытой рукой, кулаком, ступней, локтем, коленом, а также довольно много бросков и удушений. Эскридо - стиль, основанный Какоем Канет в конце 50-х годов. В этом стиле используется только одна палка (соло бастон) длиной 30 дюймов (немного больше 75см). Приемы традиционного арниса К.Канэт дополнил элементами дзюдо и каратэдо, отсюда и суффикс "до" в названии системы. Сикаран- популяризируемый Дэном Иносанто, филиппинцем, давно живущим в США и широко известным как друг, ученик и последователь Брюса Ли. Иносанто пропагандирует работу двумя палками (синавали). Самаханг - стиль, развиваемый группой филиппинцев в районе Манилы (столицы государства на самом большом острове Лусон).Этот стиль ставит своей целью сохранение классического арниса, без каких-либо заимствований из других видов единоборств и без превращения его в спорт. Пекити тирсиа - стиль, созданный Леоном Гадже и Томом Бисио. В этом стиле главный акцент сделан на спортивный поединок в полный контакт с использованием целого комплекта протекторов (маска, краги, накладки, жилет, футы). А всего на Филиппинах и за пределами этой страны известно сейчас около 100 различных стилей арниса. Но единого стиля нет, как нет и попыток его создать. Существует 4 основных варианта использования палок: Соло бастон, или техника работы одной палкой. Синавали - наиболее известная и популярная техника работы двумя палками одинаковой длины. Эспада-и-дага - работа двумя палками, но разной длины (одна из них имитирует шпагу, другая - кинжал). Арнис кавайян - работа с длинным шестом. Палки делают из пальмового дерева либо из бамбука. Их длина находится в пределах 70-80см, диаметр 2,5-3см, концы тупые. Называются они "бастон" или "мутон". Короткие палки, имитирующие "дагу" (кинжал), имеют длину 30-40см. Шест обычно равен по длине двум бастонам. Традиционный арнис учит самозащите, метод которой сводится к тому, что сначала поражают палкой суставвы вооруженной руки противника, а затем наносят несколько ударов ему в голову или корпус. Обучение арнису разделено на 3 этапа. Первый этап называется "муэстрасьон" или "пандалаг". Здесь изучают правильный хват палки (надо держать ее так, чтобы со стороны кулака она выступала на 8-10см, этот "выступ" используют для захвата и для ударов на ближней дистанции), пять основных типов ударов, а также различные способы защиты от них. Очень большое внимание уделяют отработке правильной техники передвижения. С этой целью ученики долго ходят по деревянным дощечкам, образующим треугольники со стороной 38-40см. Так осваивается система уходов с линии атаки и комбинации ударов и блоков одной палкой. Затем изучают технику обороны и нападения двумя палками одновременно. На втором этапе, называемом "санга ат патама" или "сомбра табак", работают в паре. В основном проводят учебные схватки, во время которых отрабатывают стандартные комбинации и связки приемов. Работа на этом этапе выполняется "в стук", поскольку задача ученика не в том, чтобы попасть палкой по противнику, а в правильном и четком усвоении комбинаций ударов. Скорость и сложность приемов постепенно возрастают. Третий этап ("ларга мутон", либо "лабунанг тотоханан") - это вольный учебный бой, в процессе которого ученик вырабатывает свою собственную манеру ведения поединка, подбирает наиболее подходящие для него комбинации и приемы. И, что очень важно, старается достичь максимальной скорости действий как одной, так и двумя палками. В вольном бою можно бить куда угодно. Помимо ударов палками, на ближней дистанции проводятся удары локтями, коленями, ступнями и головой. В прошлом протекторы в вольном бою не использовались, но сейчас обязательны плотные краги на руки, защищающие их от запястий до локтей, и шлем-маска на голову. Техника боя на палках, конечно, варьируется в зависимости от стиля, но во всех них она построена на четырех основных принципах: простота движений, их относительная прямолинейность, экономность, подбор таких приемов, которые идеально соответствуют телосложению и личностным особенностям данного человека. Бой двумя палками включает в себя не только рубящие и секущие удары, большинство из которых жестко блокируется, но и удары вторым концом палки, а также разнообразные обводы и зацепы своей палкой палки или руки противника. Сила удара зависит от сочетания движения по прямой и по кругу. Нет чисто жестких или чисто мягких техник. Есть их сочетание. Корпус при этом свободен, расслаблен, гибок, и положения его порождаются ситуацией. На работу парными палками затем легко накладывается техника работы парными мачете. Одно и то же движение, один и тот же удар может быть исполнен практически любым типом оружия. При использовании только одной палки в технике появляется много хлещущих ударов, позволяющих за короткий отрезок времени провести их серию. Кисть при этом слегка разворачивается, так что каждый новый удар приходится на другое место. Левая рука не заведена за спину, как в европейском фехтовании, а используется для захвата или контроля атакующей руки противника. Может она и поддерживать руку с палкой для более жесткого блока и для прижимания своим оружием оружия врага к земле при резком уходе вниз. Но чаще всего она используется для захватов. Захваты и замки с применением палки нацелены на запястье, локтевой или плечевой сгиб. Они обеспечивают хорошую возможность контратаки (когда противник стеснен), и болевое давление, заставляющее противника двигаться в нужном направлении. Свободная рука может быть на подхвате и использоваться для бросков. Атаки одной или двумя палками разбиваются на три основных группы: праворучная, леворучная и двуручная - в зависимости от того, какой рукой преимущественно наносится удар. Понятно, что мастера должны равно легко работать в обе стороны. Бой длинной и короткой палкой не зря называют "эспада и дага". На него хорошо накладывается техника боя традиционным длинным ножом-мачете "боло" и кинжалом "баларау". Ведь надо иметь в виду, что под "эспада" понимается не современная фехтовальная шпага, а ее средневековый испанский вариант, имевший достаточно широкое лезвие и полуторастороннюю заточку. Понятно, что короткая палка здесь служит, в основном, для парирования и тычков, а длинная - для вращений и рубящих ударов. В современном варианте это направление часто практикуют с дубинкой и ножом, который держат в левой руке и используют не только для тычков, но и для режущих движений, цель которых - поразить мышцы и сухожилия противника. Сформировалась даже специфическая техника "жертвующих" блоков: как правильно подставить под лезвие руку, чтобы порез причинил минимальные повреждения, если уклониться от удара невозможно. Стандартную комбинацию проводят в три этапа. Первый - это блок, парирование или уход с линии атаки, с одновременной контратакой в нервный центр атакующей конечности (это может быть тыльная сторона ладони, подмышка, трицепс, бицепс ближе к локтю, а на ноге - средняя часть стопы, внутреняя поверхность голени, икры). Следующим этапом служит использование свободной от оружия, или, как здесь говорят, "живой" руки. С ее помощью проводят удержание атаковавшей ноги противника или его руки с оружием. Это не позволяет ему использовать заблокированную конечность для повторной атаки. Кроме того зафиксированной рукой противника можно сковать и его вторую руку. Третий этап - бросок, удушение, удар в голову или туловище.
Капуэйра
Capoeira (произносится капуэйра)- искусство, сочетающее танец, единоборство, акробатику, музыку и песни пришедшее к нам из Бразилии,читать дальше сейчас объединяет тысячи людей по всему миру. Нет определения слову Капуэйра, и каждый капуэйрист скажет вам свое мнение по этому вопросу. Кульминационным моментом в Капуэйре служит игра: капуэйристы собираются в круг, играют на и нструментах, поют песни на португальском языке ( официальный язык Бразилии), а внутри круга двое исполняют этот "завораживающий воинственный танец". Только попав в этот круг, можно понять, что такое капуэйра.
Республика Бразилия- крупнейшее государство Южной Америки нанимает почти половину континента- пятая по величине страна в мире. Бассейн реки Амазонки занимает более трети территории. Государственное устройство - федеративная республика в составе 26 штатов. Столица Бразилиа. Население 160 млн.чел., свыше 95% бразильцы. Городское население составляет 78%. Официальный язык- португальский, но многие говорят на испанском. Большинство верующих католики. Валюта - бразильский реал (1 доллар равен примерно 3.6 реала). Португальцы индейцы и африканцы сформировали современную культуру Бразилии. История капуэйры Бразилия раньше была колонией португалии именно по этому капуэйристы поют на португальском. В 1500 году португальцы под предводительством конкистадора Педро Кабрала (Pedro Alves Cabral), прибыли в Бразилию.В качестве рабочей силы было решено ввозить в Бразилию рабов из других португальских колоний -Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго(было привезено более 2 миллионов рабов). Рабы привезли с собой религию, культуру и традиции, часть которых позже стали одной из составляющих капуэйры. Многим африканцам удавалось бежать, беглые рабы образовывали так называемые "киломбуш" или "свободные поселения".В этих поселениях капуэйра формировалась и развивалась как боевое искусство. Позже когда рабство отменили капуэйра пришла и в города. Капуэйру стали практиковать также и белые люди, но в то время она была достоянием бедных слоев населения и местных банд. В итоге долгое время она была запрещена и считалась антисоциальной. Но капуэйра не исчезла. Наиболее широкое распространение в этот период она получила в портовых городах, в которых постоянно происходило скопление солдат, наемников и моряков из разных стран, благодаря многочисленным дракам с приезжими, техника капуэйры стала обогащаться ударами и движениями из других боевых искусств. Тогда не существовало никаких градаций в часности мастеров также не было разделения на стили .....
Мастер Паштинья и мастер Бимба считаются ключевыми фигурами, определившими развитие современной капуэйры. 1932 в Сальвадоре, Mestre Bimba (Manoel dos Reis Machado - 1900-1974) создал первую академию капоэйры. Он хотел выстроить четкое, доступное и дисциплинированное учение. Он делал все возможное для того, что бы легализовать капуэйру в качестве национального вида борьбы. Бимба разработал стиль, который назывался "Региональный стиль Баии", в последствии -"Капуэйра реджионал". В 1941 г. Mestre Pastinha (Vicente Ferreira Pastinha - 1889-1981) открыл школу capoeira Angola. Стиль мастера Паштиньи так и называется "Ангола". Паштинья подчеркивал ее традиционно ритуальный и игровой характер."Капуэйра это прекрасно исполненная мелодия, это полет птицы, это бросок коралловой кобры, это вкус опасности в горле , это смех перед лицом врага , это ненависть и надежда ,это кораблик в открытом море среди огромных волн." -местре Паштинья. В начале 90х годов о капуэйра пришла в Северную Америку, затем в Европу, в конце 90х о ней узнали в России. Сейчас капуэйрой занимаются в большинстве стран мира, она претерпевает множественные изменения. Стили капуэйры Многие современные капуэйристы выступают как приверженцы единой капуэйры, практикующие как Анголу так и Реджионал. Современное направление капуэйры называют контемпоранея. Капуэйра контемпоранея отличается более сильной акробатикой , усложненными песнями динамичными ритмами, однако группы капуэйры практикующие ее, не забывают и традиционные анголу и реджионал, т. к. капуэйра едина в ней заложена одна основа отличающая ее от воинских искусств, от брейкданса и спортивной гимнастики.
Ушу
Ушу - это китайское слово, которое состоит из двух иероглифов "у" и "шу", и переводится как «воинское искусство». Ушу - это общее название для всех видов боевых искусств, существующих в Китае. Другие названия: У-и (боевое исусство), Го-шу (искусство страны), Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) - «работа над собой, тренировка», Цюань-фа (кулачные методы) или Цюань-шу (кулачное искусство) и т. п.
читать дальше Существует множество стилей в Ушу, которые практически не укладываются в существующие классификации. В основном стили делятся на «внешние»(чистая техника без использования внутренней энергии) и «внутренние»(техники использующие внутреннюю энергию), «Север-Юг» (для северных стилей характерны широкие, высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками), по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»), по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»), по «дальней(чанцюань) - ближней(дуаньда)» дистанции ведения боя. Все классификации достаточно искусственны и в любом стиле мы можем обнаружить элементы других стилей.
Стили ушу:
* Багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм)
* Баймэйцюань (Кулак Баймэя)
* Бацзицюань (Кулак Восьми Пределов)
* Гоуцюань (Кулак собаки)
* Гунлицюань (Кулак внутренней и внешней наработки)
* Дуаньдацюань (Кулак коротких ужаров)
* Ицюань, (Кулак воли) он же Дачэнцюань (Кулак Великого достижения)
* Инчжаоцюань (Кулак орлиных когтей)
* Люхэбафацюань (Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов)
* Люхэцюань (Кулак носящих шапочку-шестиклинку)
* Лянъицюань
* Мицзунцюань (Кулак потерянного следа), он же Яньцинцюань (Кулак Янь Цина)
* Мэйхуачжуан (Кулак на столбах сливы мэйхуа)
* Пигуацюань (Кулак рубок и подвешеваний)
* Саньхуанпаочуй (Пушечные удары Трёх императоров)
* Синъицюань (Кулак оформленной воли)
* Синьицюань (Кулак сердца и воли)
* Суньбиньцюань (Кулак полководца Сунь Биня)
* Тайцзицюань (Кулак Великого предела)
* Тайцзуцюань (Кулак императора Тай-цзу)
* Танланцюань (Кулак богомола)
* Таньтуй
* Тунбицюань (Кулак выбрасывания силы сквозь руки)
* Тунбэйцюань (Кулак сквозной подготовки)
* Уцзуцюань (Кулак пяти предков)
* Уцзяцюань (Кулак семьи У)
* Фаньцзыцюань (Переворачивающийся кулак)
* Хуацюань (Кулак Хуа Цзуна)
* Хуацюань (Расцветающий кулак)
* Хунцзяцюань (Кулак семьи Хун)
* Хунцюань (Красный кулак, или Кулак Хуна)
* Хуцюань (Кулак тигра)
* Хэцюань (Кулак журавля)
* Цайлифо (Кулак школ Цай, Ли, Фо)
* Цзиньшицюань (Кулак золотого льва)
* Чацюань (Кулак Ча-мира)
* Чанцзяцюань (Боевое искусство семьи Чан)
* Чоцзяоцюань (Кулак втыкающихся стоп)
* Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь)
* Шуайцзяо
* Шэцзяцюань (кулак народности шэ)
* Юнчуньцюань (Кулак Вечной Весны)
Индия считается колыбелью всех боевых искусств. Во всяком случае, уже в великом эпосе индийцев "Махабхарата", возникшем более чем за тысячу лет до н.э., говорится о сословии (варне) "кшатриев" — профессиональных воинов.
читать дальшеВ этой поэме, а также в других древних текстах имеются сведения о различных воинских упражнениях кшатриев.
Даже в наши дни во многих штатах Индии можно найти школы боевых искусств, происхождение которых теряется в глубине веков. Одна из них — Ади-хай пидутам, существующая в районе города Каннур (штат Ке-рала).
Эту школу возглавляет сейчас 80-летний Кума-ра Свами.
Европеец, побывавший у него в гостях, вспоминает: «Я не мог поверить, что учитель столь преклонного возраста.
Он держался прямо, как свеча, у него было тело спортсмена — мускулистое, нервное, без грамма жира. Кожа гладкая, словно у молодого человека. Движения, жесты — мягкие и грациозные, как у дикой кошки. Ни одна деталь не ускользала от его ясных блестящих глаз».
На малаяли — языке дравидов, коренных жителей индийского юга — слово «пидутам» означает «управление» руками («хай»), наносящими удары по наиболее уязвимым точкам тела («ади»).
Техника этой школы чисто внешне напоминает технику японского дзю-дзюцу: захваты с переходом на болевые приемы и последующим нанесением ударов пальцами по точкам. Однако это именно внешнее сходство, так как индийская система намного старше. Нередко вместо ударов после захватов следуют броски.
Общефизическая подготовка представлена здесь статической гимнастикой (асанами) и дыхательными упражнениями (пранаямой) хатха-йоги. Для того, чтобы наносить удары в жизненно важные точки тела, изучается специальная дисциплина — «марма», то есть комплекс сведений о расположении и функционировании нервных и энергетических центров организма человека.
Практика ади-хай пидутам в настоящее время распространена среди членов секты Сиддха-Самайя, которую основал гуру Шивананда Парамахамса в первые годы XX века. Секта придерживается принципов ненасилия, но для самозащиты ее сторонники должны владеть «мягкими» методами самообороны, позволяющими надежно нейтрализовать агрессоров, не доводя дело ни до членовредительства, ни, тем более, до убийства.
Айкидо
Айкидо Айкикай Айкидо – современное боевое искусство, созданное Морихеем Уесибой (1883 – 1969)читать дальше во второй половине ХХ века. В переводе с японского, айкидо означает "путь гармонии жизненной энергии" На протяжении всей жизни основателя айкидо Морихея Уэсибы айкидо постоянно менялся. Это изменение шло от жесткого к более мягкому. По оценкам специалистов, айкидо претерпевало серьезные изменения каждые 10 лет, и наибольшие преобразования произошли в 1955 - 1968 гг., когда айкидо стало активно пропагандироваться во всем мире. Айкидо становилось все популярнее, широко распространилось в Японии и перекинулось в Америку, а затем и в Европу. Привлекали к новому искусству и личность Уесибы, и необычность философии, и тот факт, что заниматься им могли люди всех возрастов и уровней физической подготовленности, причем без травм. Айкидо все больше и больше пропитывалось духовностью, утрачивая реальность приемов и превращаясь в последовательную отработку приемов против определенных, заранее известных атак, и безо всякого сопротивления. Правда, существует еще одно мнение: "айкидо настолько универсально, что каждый может найти в нем себя". После смерти Основателя айкидо разделилось на несколько стилей. Несколько мастеров, учившихся у Основателя в определенный период его жизненного пути, создали свои собственные школы: ки айкидо, ивама-рю, томики айкидо, ёсинкан айкидо и другие. Организация Айкикай продолжает традиции О-Сэнсэя Уесибы, сейчас ее возглавляет внук основателя Моритеру, а до этого – сын Основателя Киссемару, обучая традиции и выполнению техники.
Арнис де мано
В переводе с испанского - "защита рукой". Боевое искусство филиппинцев.
читать дальшеНа государственном языке Филиппин - тагальском - он называется "эстокада". Оба термина обозначают технику боя с одной или двумя палками в руках, являющуюся составной частью боевого искусства эскрима. До захвата Филиппинского архипелага (более 7100 островов!) Испанией в XVI веке боевые искусства были широко распространены повсюду. Колонизаторы немедленно их запретили, но традиция не прервалась. Во-первых, техника боя палками, клинками, голыми руками воспроизводилась в народных танцах ("синулог" или "бинабаяни"). Во-вторых, она практиковалась (правда, в несколько пародийной форме) в широко распространенных народных представлениях "моро-моро". И в третьих, она тайно передавалась во многих семьях от отцов сыновьям. Когда в 1898 году испанское господство на архипелаге сменилось американским, официальный запрет на практику традиционных боевых искусств всего комплекса эскрима был снят. Стали открываться одна за другой школы, многие мастера приобрели широкую популярность, возникло острое соперничество между ними, стали частыми показательные выступления. Соперничество школ и мастеров породило практику "боев до смерти", легендарным героем которых в начале XX века был Флоро Виллабриле, считающийся самым выдающимся мастером в истории арниса. После провозглашения независимости Филиппин в 1946 году стала набирать тенденция превращения арниса в национальный вид самообороны и спортивного единоборства. Его начали преподавать в вооруженных силах и в полиции, ввели в программу физической подготовки студентов университетов и колледжей. В арнисе наших дней получили наибольшую известность следующие стили: Арнис модерно (современный арнис), основанный в 1957 году мастером Реми Амадором Пресасом. Он учился у своего отца, Леона Пресаса, потом у Рудольфа Монкаля, затем у Тимотео Маранга (учителя Монкаля) и, наконец, у Венансио Бакона (учителя Маранга). Их технику он соединил между собой, переосмыслил и творчески развил. В ней теперь много ударов открытой рукой, кулаком, ступней, локтем, коленом, а также довольно много бросков и удушений. Эскридо - стиль, основанный Какоем Канет в конце 50-х годов. В этом стиле используется только одна палка (соло бастон) длиной 30 дюймов (немного больше 75см). Приемы традиционного арниса К.Канэт дополнил элементами дзюдо и каратэдо, отсюда и суффикс "до" в названии системы. Сикаран- популяризируемый Дэном Иносанто, филиппинцем, давно живущим в США и широко известным как друг, ученик и последователь Брюса Ли. Иносанто пропагандирует работу двумя палками (синавали). Самаханг - стиль, развиваемый группой филиппинцев в районе Манилы (столицы государства на самом большом острове Лусон).Этот стиль ставит своей целью сохранение классического арниса, без каких-либо заимствований из других видов единоборств и без превращения его в спорт. Пекити тирсиа - стиль, созданный Леоном Гадже и Томом Бисио. В этом стиле главный акцент сделан на спортивный поединок в полный контакт с использованием целого комплекта протекторов (маска, краги, накладки, жилет, футы). А всего на Филиппинах и за пределами этой страны известно сейчас около 100 различных стилей арниса. Но единого стиля нет, как нет и попыток его создать. Существует 4 основных варианта использования палок: Соло бастон, или техника работы одной палкой. Синавали - наиболее известная и популярная техника работы двумя палками одинаковой длины. Эспада-и-дага - работа двумя палками, но разной длины (одна из них имитирует шпагу, другая - кинжал). Арнис кавайян - работа с длинным шестом. Палки делают из пальмового дерева либо из бамбука. Их длина находится в пределах 70-80см, диаметр 2,5-3см, концы тупые. Называются они "бастон" или "мутон". Короткие палки, имитирующие "дагу" (кинжал), имеют длину 30-40см. Шест обычно равен по длине двум бастонам. Традиционный арнис учит самозащите, метод которой сводится к тому, что сначала поражают палкой суставвы вооруженной руки противника, а затем наносят несколько ударов ему в голову или корпус. Обучение арнису разделено на 3 этапа. Первый этап называется "муэстрасьон" или "пандалаг". Здесь изучают правильный хват палки (надо держать ее так, чтобы со стороны кулака она выступала на 8-10см, этот "выступ" используют для захвата и для ударов на ближней дистанции), пять основных типов ударов, а также различные способы защиты от них. Очень большое внимание уделяют отработке правильной техники передвижения. С этой целью ученики долго ходят по деревянным дощечкам, образующим треугольники со стороной 38-40см. Так осваивается система уходов с линии атаки и комбинации ударов и блоков одной палкой. Затем изучают технику обороны и нападения двумя палками одновременно. На втором этапе, называемом "санга ат патама" или "сомбра табак", работают в паре. В основном проводят учебные схватки, во время которых отрабатывают стандартные комбинации и связки приемов. Работа на этом этапе выполняется "в стук", поскольку задача ученика не в том, чтобы попасть палкой по противнику, а в правильном и четком усвоении комбинаций ударов. Скорость и сложность приемов постепенно возрастают. Третий этап ("ларга мутон", либо "лабунанг тотоханан") - это вольный учебный бой, в процессе которого ученик вырабатывает свою собственную манеру ведения поединка, подбирает наиболее подходящие для него комбинации и приемы. И, что очень важно, старается достичь максимальной скорости действий как одной, так и двумя палками. В вольном бою можно бить куда угодно. Помимо ударов палками, на ближней дистанции проводятся удары локтями, коленями, ступнями и головой. В прошлом протекторы в вольном бою не использовались, но сейчас обязательны плотные краги на руки, защищающие их от запястий до локтей, и шлем-маска на голову. Техника боя на палках, конечно, варьируется в зависимости от стиля, но во всех них она построена на четырех основных принципах: простота движений, их относительная прямолинейность, экономность, подбор таких приемов, которые идеально соответствуют телосложению и личностным особенностям данного человека. Бой двумя палками включает в себя не только рубящие и секущие удары, большинство из которых жестко блокируется, но и удары вторым концом палки, а также разнообразные обводы и зацепы своей палкой палки или руки противника. Сила удара зависит от сочетания движения по прямой и по кругу. Нет чисто жестких или чисто мягких техник. Есть их сочетание. Корпус при этом свободен, расслаблен, гибок, и положения его порождаются ситуацией. На работу парными палками затем легко накладывается техника работы парными мачете. Одно и то же движение, один и тот же удар может быть исполнен практически любым типом оружия. При использовании только одной палки в технике появляется много хлещущих ударов, позволяющих за короткий отрезок времени провести их серию. Кисть при этом слегка разворачивается, так что каждый новый удар приходится на другое место. Левая рука не заведена за спину, как в европейском фехтовании, а используется для захвата или контроля атакующей руки противника. Может она и поддерживать руку с палкой для более жесткого блока и для прижимания своим оружием оружия врага к земле при резком уходе вниз. Но чаще всего она используется для захватов. Захваты и замки с применением палки нацелены на запястье, локтевой или плечевой сгиб. Они обеспечивают хорошую возможность контратаки (когда противник стеснен), и болевое давление, заставляющее противника двигаться в нужном направлении. Свободная рука может быть на подхвате и использоваться для бросков. Атаки одной или двумя палками разбиваются на три основных группы: праворучная, леворучная и двуручная - в зависимости от того, какой рукой преимущественно наносится удар. Понятно, что мастера должны равно легко работать в обе стороны. Бой длинной и короткой палкой не зря называют "эспада и дага". На него хорошо накладывается техника боя традиционным длинным ножом-мачете "боло" и кинжалом "баларау". Ведь надо иметь в виду, что под "эспада" понимается не современная фехтовальная шпага, а ее средневековый испанский вариант, имевший достаточно широкое лезвие и полуторастороннюю заточку. Понятно, что короткая палка здесь служит, в основном, для парирования и тычков, а длинная - для вращений и рубящих ударов. В современном варианте это направление часто практикуют с дубинкой и ножом, который держат в левой руке и используют не только для тычков, но и для режущих движений, цель которых - поразить мышцы и сухожилия противника. Сформировалась даже специфическая техника "жертвующих" блоков: как правильно подставить под лезвие руку, чтобы порез причинил минимальные повреждения, если уклониться от удара невозможно. Стандартную комбинацию проводят в три этапа. Первый - это блок, парирование или уход с линии атаки, с одновременной контратакой в нервный центр атакующей конечности (это может быть тыльная сторона ладони, подмышка, трицепс, бицепс ближе к локтю, а на ноге - средняя часть стопы, внутреняя поверхность голени, икры). Следующим этапом служит использование свободной от оружия, или, как здесь говорят, "живой" руки. С ее помощью проводят удержание атаковавшей ноги противника или его руки с оружием. Это не позволяет ему использовать заблокированную конечность для повторной атаки. Кроме того зафиксированной рукой противника можно сковать и его вторую руку. Третий этап - бросок, удушение, удар в голову или туловище.
Капуэйра
Capoeira (произносится капуэйра)- искусство, сочетающее танец, единоборство, акробатику, музыку и песни пришедшее к нам из Бразилии,читать дальше сейчас объединяет тысячи людей по всему миру. Нет определения слову Капуэйра, и каждый капуэйрист скажет вам свое мнение по этому вопросу. Кульминационным моментом в Капуэйре служит игра: капуэйристы собираются в круг, играют на и нструментах, поют песни на португальском языке ( официальный язык Бразилии), а внутри круга двое исполняют этот "завораживающий воинственный танец". Только попав в этот круг, можно понять, что такое капуэйра.
Республика Бразилия- крупнейшее государство Южной Америки нанимает почти половину континента- пятая по величине страна в мире. Бассейн реки Амазонки занимает более трети территории. Государственное устройство - федеративная республика в составе 26 штатов. Столица Бразилиа. Население 160 млн.чел., свыше 95% бразильцы. Городское население составляет 78%. Официальный язык- португальский, но многие говорят на испанском. Большинство верующих католики. Валюта - бразильский реал (1 доллар равен примерно 3.6 реала). Португальцы индейцы и африканцы сформировали современную культуру Бразилии. История капуэйры Бразилия раньше была колонией португалии именно по этому капуэйристы поют на португальском. В 1500 году португальцы под предводительством конкистадора Педро Кабрала (Pedro Alves Cabral), прибыли в Бразилию.В качестве рабочей силы было решено ввозить в Бразилию рабов из других португальских колоний -Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго(было привезено более 2 миллионов рабов). Рабы привезли с собой религию, культуру и традиции, часть которых позже стали одной из составляющих капуэйры. Многим африканцам удавалось бежать, беглые рабы образовывали так называемые "киломбуш" или "свободные поселения".В этих поселениях капуэйра формировалась и развивалась как боевое искусство. Позже когда рабство отменили капуэйра пришла и в города. Капуэйру стали практиковать также и белые люди, но в то время она была достоянием бедных слоев населения и местных банд. В итоге долгое время она была запрещена и считалась антисоциальной. Но капуэйра не исчезла. Наиболее широкое распространение в этот период она получила в портовых городах, в которых постоянно происходило скопление солдат, наемников и моряков из разных стран, благодаря многочисленным дракам с приезжими, техника капуэйры стала обогащаться ударами и движениями из других боевых искусств. Тогда не существовало никаких градаций в часности мастеров также не было разделения на стили .....
Мастер Паштинья и мастер Бимба считаются ключевыми фигурами, определившими развитие современной капуэйры. 1932 в Сальвадоре, Mestre Bimba (Manoel dos Reis Machado - 1900-1974) создал первую академию капоэйры. Он хотел выстроить четкое, доступное и дисциплинированное учение. Он делал все возможное для того, что бы легализовать капуэйру в качестве национального вида борьбы. Бимба разработал стиль, который назывался "Региональный стиль Баии", в последствии -"Капуэйра реджионал". В 1941 г. Mestre Pastinha (Vicente Ferreira Pastinha - 1889-1981) открыл школу capoeira Angola. Стиль мастера Паштиньи так и называется "Ангола". Паштинья подчеркивал ее традиционно ритуальный и игровой характер."Капуэйра это прекрасно исполненная мелодия, это полет птицы, это бросок коралловой кобры, это вкус опасности в горле , это смех перед лицом врага , это ненависть и надежда ,это кораблик в открытом море среди огромных волн." -местре Паштинья. В начале 90х годов о капуэйра пришла в Северную Америку, затем в Европу, в конце 90х о ней узнали в России. Сейчас капуэйрой занимаются в большинстве стран мира, она претерпевает множественные изменения. Стили капуэйры Многие современные капуэйристы выступают как приверженцы единой капуэйры, практикующие как Анголу так и Реджионал. Современное направление капуэйры называют контемпоранея. Капуэйра контемпоранея отличается более сильной акробатикой , усложненными песнями динамичными ритмами, однако группы капуэйры практикующие ее, не забывают и традиционные анголу и реджионал, т. к. капуэйра едина в ней заложена одна основа отличающая ее от воинских искусств, от брейкданса и спортивной гимнастики.
Ушу
Ушу - это китайское слово, которое состоит из двух иероглифов "у" и "шу", и переводится как «воинское искусство». Ушу - это общее название для всех видов боевых искусств, существующих в Китае. Другие названия: У-и (боевое исусство), Го-шу (искусство страны), Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) - «работа над собой, тренировка», Цюань-фа (кулачные методы) или Цюань-шу (кулачное искусство) и т. п.
читать дальше Существует множество стилей в Ушу, которые практически не укладываются в существующие классификации. В основном стили делятся на «внешние»(чистая техника без использования внутренней энергии) и «внутренние»(техники использующие внутреннюю энергию), «Север-Юг» (для северных стилей характерны широкие, высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками), по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»), по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»), по «дальней(чанцюань) - ближней(дуаньда)» дистанции ведения боя. Все классификации достаточно искусственны и в любом стиле мы можем обнаружить элементы других стилей.
Стили ушу:
* Багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм)
* Баймэйцюань (Кулак Баймэя)
* Бацзицюань (Кулак Восьми Пределов)
* Гоуцюань (Кулак собаки)
* Гунлицюань (Кулак внутренней и внешней наработки)
* Дуаньдацюань (Кулак коротких ужаров)
* Ицюань, (Кулак воли) он же Дачэнцюань (Кулак Великого достижения)
* Инчжаоцюань (Кулак орлиных когтей)
* Люхэбафацюань (Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов)
* Люхэцюань (Кулак носящих шапочку-шестиклинку)
* Лянъицюань
* Мицзунцюань (Кулак потерянного следа), он же Яньцинцюань (Кулак Янь Цина)
* Мэйхуачжуан (Кулак на столбах сливы мэйхуа)
* Пигуацюань (Кулак рубок и подвешеваний)
* Саньхуанпаочуй (Пушечные удары Трёх императоров)
* Синъицюань (Кулак оформленной воли)
* Синьицюань (Кулак сердца и воли)
* Суньбиньцюань (Кулак полководца Сунь Биня)
* Тайцзицюань (Кулак Великого предела)
* Тайцзуцюань (Кулак императора Тай-цзу)
* Танланцюань (Кулак богомола)
* Таньтуй
* Тунбицюань (Кулак выбрасывания силы сквозь руки)
* Тунбэйцюань (Кулак сквозной подготовки)
* Уцзуцюань (Кулак пяти предков)
* Уцзяцюань (Кулак семьи У)
* Фаньцзыцюань (Переворачивающийся кулак)
* Хуацюань (Кулак Хуа Цзуна)
* Хуацюань (Расцветающий кулак)
* Хунцзяцюань (Кулак семьи Хун)
* Хунцюань (Красный кулак, или Кулак Хуна)
* Хуцюань (Кулак тигра)
* Хэцюань (Кулак журавля)
* Цайлифо (Кулак школ Цай, Ли, Фо)
* Цзиньшицюань (Кулак золотого льва)
* Чацюань (Кулак Ча-мира)
* Чанцзяцюань (Боевое искусство семьи Чан)
* Чоцзяоцюань (Кулак втыкающихся стоп)
* Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь)
* Шуайцзяо
* Шэцзяцюань (кулак народности шэ)
* Юнчуньцюань (Кулак Вечной Весны)